“Samruk-Energy” JSC | Integrated annual report
Environmental safety management

Serik Tutebayev

Managing Director for production and asset management of “Samruk-Energy” JSC

Being one of the largest power companies in Kazakhstan, “Samruk-Energy” JSC realizes the significant role of the environmental aspect in the sustainable development of the company. The protection of the environment and the rational use of resources play an important role in operations of the Company and its subsidiaries and affiliates.

Environmental safety is one of the key principles that “Samruk-Energy” JSC adheres to from the moment of its existence. During implementation of our production activities, we have always sought and strive to minimize the negative impact on all components of the environment.

Taking into account the existing experience and specifics of the technologies used, available fuels, peculiarities of our climate, as well as a number of other stimulating and sometimes restraining factors, we have developed an environmental policy as an integrated long-term program that is part of the company’s long-term development strategy.

Of course, in direction of protecting the environment, first of all, we adhere to current Kazakhstani legislative requirements and regulations, and we also strive to meet even more stringent standards of developed countries (for example, according to ash emissions, we already meet European standards, Balkhash TPP project corresponds to the best world technologies in terms of fuel use efficiency and environmental parameters).

Main achievements in the environmental field is reduction of emissions to the environment according to specific indicators by 3 % as compared to 2015, which is a logical and expected result of optimizing the use of fuel and energy resources, implementing energy and material-saving and a number of environmental measures.

The company plans to consistently pursue the reduction of production activities impact on the environment through the introduction of new technologies and the use of renewable energy sources, energy efficiency, energy and resource saving and in terms of improving the mechanisms for regulating the industry, it is planned to construct facilities sources using “clean” energy.

An innovative project on construction of the first 2 MW industrial solar power plant in Kapshagay with production of “clean” electricity of about 3, 6 million kWh/year was successfully implemented in 2013.

A State Committee Certificate on commissioning of 45 MW wind power plant in Ereymentau city was signed on August 14, 2015; the plant in addition to ensuring an annual production of abt. 170 mln. kWh will also save from burning of abt. 110 thous. tons of coal per year and will reduce greenhouse gas emissions associated with this.

In addition, the Company implements a comprehensive program of environmental protection measures. Electrostatic precipitators were installed at all power units of Ekibastuz SDPP-1 and SDPP-2, which allowed reducing ash emissions by more than 3 times – the plants reduced the amount of emissions from 108 to 36 thousand tons due to the increase in ash collection rate up to 99.4–99.6 %. A combined ash and slag removal system was commissioned at Almaty CHP-2 in 2015.

Priority development directions and objectives of the Company operations in the environmental area are reflected in the long-term Development Strategy and the Environmental Policy of the Company.

In accordance with the current legislation of the Republic of Kazakhstan, each subsidiary and affiliate of “Samruk-Energy” JSC has an action plan for environmental protection approved by the authorized body, the execution of which is an obligatory condition for special environmental management.

The action plan includes the following aspects:

  • protection of ambient air;
  • activities on dust suppression of the ash dump;
  • protection and rational use of water resources;
  • introduction of management systems and the best safe technologies;
  • scientific research, survey and other works;
  • environmental training and propaganda.

“Samruk-Energy” JSC conventional energy generation is carried out by burning such fuels as coal, fuel oil and gas. By the end of 2016, conventional generation accounted for 92.5 % of electricity of the company’s group total output, while in 2016 there was an increase in electricity production using gas. Thus, CHP-1 of “APP” JSC completely switched to gas and gas turbine “Aktobe CHP” JSC increased production.

As regards renewable energy sources, in 2016, electricity generation by hydropower plants has increased by 12 % (6.8 % of the total output of “Samruk-Energy” JSC) and by 88 % at renewable energy facilities (0.7 % of the total output of “Samruk-Energy” JSC).

Consumed materials by mass or volume for 2016

Indicator Measurement unit Volume
Coal tons 11,834,484
Fuel oil tons 19,894
Gas tons 794,806

Water consumption is strictly in accordance with the current legislation, i.e. Samruk-Energy companies withdraw water in accordance with available licenses. Water is used to recharge reservoirs, cooling the steam, irrigate ash beaches, maintain water level in ash dumps, and also the water mass is used as a source of energy in hydropower plants.

Total amount of water withdrawn broken down by sources for 2016

Indicator Measurement unit Volume
Total amount of water withdrawn thous. cub. m 9,671,594
From surface water bodies thous. cub. m 9,619,606
From underground sources thous. cub. m 6,817
Waste water from other organizations thous. cub. m 406
From municipal and other water supply systems thous. cub. m 44,765

The Company has sought to reduce the consumption of water resources not only for environmental, but also economic reasons, for which all large enterprises introduced water recycling systems.

Percentage and total volume of water recycled and reused for 2016

Indicator Measurement unit Volume
Total amount of water withdrawn thous. cub. m 9,671,594
Volume of water withdrawn by HPP thous. cub. m 9,497,020
Volume of reused and recycled water thous. cub. m 2,921,806

Implementation of a comprehensive environmental protection program resulted in a reduction in the specific air pollutant emissions per 1 kWh of electricity by 3 % compared to 2015.

Specific emissions of CO and SOx decreased by 2 and 3 % respectively. Specific NOx emissions decreased by almost 5 %.

We continue to observe a positive trend in reducing ash emissions after the commissioning of new generation electrostatic precipitators at all power units of Ekibastuz SDPP-1 and SDPP-2, as well as wet ash collection emulsifiers at the plants of “APP” JSC. Gross ash emissions from 2009 to 2016 decreased more than 3 times and by 7 % compared to 2015, which was also owing to “APP” JSC CHP-1 transition to gas.

Emissions of NOx, SO2 and other significant pollutants into the atmosphere for 2016

Item Measurement unit Volume
NOx tons 54,700
SO2 tons 132,900
СО tons 2,800
Particulate matters tons 28,000
Persistent organic pollutants (POP) tons
Volatile organic compounds (VOC) tons 115.4
СО2* thous. tons 24,150.66

At industrial facilities of the Company, no wastewater is discharged into natural objects. As wastewater storage facilities, artificial structures are constructed in such a way as to prevent a negative impact on groundwater.

Considering the fact that circulating water systems are used in the Company’s SA, the volume of waste water is insignificant (less than 1 % of the volume of water withdrawn). Waste water before the discharge into the storage tanks undergoes the necessary cleaning up to the required parameters. Part of the wastewater is supplied directly to municipal sewerage network, after which they are cleaned at municipal sewage treatment plants.

Total volume of discharge for 2016

No. Indicator Value Measurement unit
1. Wastewater volume 64 842 095 м3

The Republic of Kazakhstan Environmental Code provides for environmental inspections on the part of the state, which may result in fines for violating the requirements of the law. In 2016, Environmental Department of Pavlodar region of the Committee for Environmental Regulation, Control and State Inspection in the Oil and Gas Industry of the Ministry of Energy of the Republic of Kazakhstan imposed penalty on ESDPP-2 for late fulfillment of environmental permits’ conditions, in terms of upgrading of the air purification system with refurbishment of dust exhausting plants, the violation was due to the lack of timely funding, the amount of fines was about 10.5 mln. tenge. However, dust exhausting plants were repaired during the year.

Non-financial sanctions against the Company’s facilities were not applied; there are no disputes on environmental issues.

Monetary value of significant fines and the total number of non-financial sanctions imposed for non-compliance with environmental laws and regulations

Indicator Value Measurement unit Comments
1. Significant fines 10,587.442 thous. tenge 2016
2. Non-financial sanctions 0 number of incidents Non-financial sanctions were not applied
3. Cases using dispute resolution mechanisms 0 thous. tenge there were no cases using dispute resolution mechanisms

In 2016, expenses and investments in environmental protection across “Samruk-Energy” JSC group of companies amounted to 1,197 bln. tenge.

Total costs and investments in Environmental protection for 2016

Measurement unit Amount
Total tenge 1,197,259,178
Costs associated with waste management and emission treatment as well as elimination of environmental damage tenge 825,732,793
Cost for preventing the impact on the environment and environmental management system tenge 160,383,409
Others tenge 211,142,976

Costs and investments, %

“Samruk-Energy” JSC | Integrated annual report
Scroll Up

АО «Самрук-Энерго» | Интегрированный годовой отчет
Управление экологической безопасностью

Серик Тютебаев

Управляющий директор по производству и управлению активами АО «Самрук‑Энерго»

Являясь одной из крупнейших в Казахстане электроэнергетических компаний, АО «Самрук‑Энерго» осознает значимую роль экологического аспекта в устойчивом развитии Компании. Защита окружающей среды и рациональное использование ресурсов играют важную роль в деятельности Компании и ее дочерних и зависимых организаций.Экологическая безопасность – это один из ключевых принципов, которого АО «Самрук‑Энерго» придерживается с истоков своего существования. При осуществлении производственной деятельности мы всегда стремились и стремимся минимизировать негативное воздействие на все компоненты природной среды.

Учитывая имеющийся опыт и специфику применяемых технологий, доступные виды топлива, особенности нашего климата, а также ряд других, стимулирующих, а иногда и сдерживающих факторов, мы выстроили экологическую политику как комплексную долгосрочную программу, являющуюся частью долгосрочной стратегии развития Компании.

Конечно, в направлении охраны окружающей среды в первую очередь мы придерживаемся действующих в Казахстане законодательных требований и норм, а также стремимся соответствовать и более жестким нормативам развитых стран (например, по выбросам золы мы уже соответствуем европейским нормам, проект Балхашской ТЭС соответствует лучшим мировым технологиям по эффективности использования топлива и экологическим параметрам).

Основным достижением в области экологии является сокращение эмиссий в атмосферный воздух по удельным показателям на 3 % по сравнению с 2015 г., что является для нас логическим и ожидаемым результатом оптимизации использования топливно-энергетических ресурсов, реализации энерго- и материалосберегающих и ряда природоохранных мероприятий.

Компания планирует последовательно добиваться сокращения воздействия производственной деятельности на окружающую среду путем внедрения новых технологий и использования возобновляемых источников энергии в части совершенствования механизмов регулирования отрасли, планомерного строительства объектов – источников «чистой» электроэнергии, энергоэффективности, энерго- и ресурсосбережения.

В 2013 г. успешно реализован инновационный проект по строительству первой промышленной солнечной электростанции в г. Капшагае мощностью 2 МВт с производством «чистой» электроэнергии порядка 3,6 млн. кВт•ч в год. 14 августа 2015 г. подписан акт Государственной комиссии о вводе в эксплуатацию ветровой электростанции в районе г. Ерейментау мощностью 45 МВт, которая, помимо обеспечения ежегодной выработки порядка 170 млн. кВт•ч электрической энергии, сохранит от сжигания около 110 тыс. тонн угля в год и снизит связанные с этим выбросы парниковых газов.

Помимо этого, Компания реализует комплексную программу природоохранных мероприятий. На всех действующих блоках Экибастузских ГРЭС-1 и ГРЭС-2 установлены электрофильтры, что позволило обеспечить сокращение выбросов золы более чем в 3 раза – станции снизили объемы выбросов со 108 до 28 тыс. тонн – за счет увеличения коэффициентов золоулавливания до 99,4–99,6 %. В 2015 г. на Алматинской ТЭЦ-2 АО «АлЭС» введена в эксплуатацию комбинированная система золошлакоудаления.

Приоритетные направления развития и цели деятельности Компании в природоохранной сфере отражены в долгосрочной Стратегии развития и Экологической политике АО «Самрук‑Энерго».

В соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан, каждая дочерняя и зависимая организация АО «Самрук‑Энерго» имеет согласованный с уполномоченным органом план мероприятий по охране окружающей среды, исполнение которого является обязательным условием осуществления специального природопользования.

В план мероприятий входят следующие аспекты:

  • охрана атмосферного воздуха;
  • мероприятия по пылеподавлению золоотвала;
  • охрана и рациональное использование водных ресурсов;
  • внедрение систем управления и наилучших безопасных технологий;
  • научно-исследовательские, изыскательные и другие работы;
  • экологическое обучение и пропаганда.

Традиционная генерация энергии АО «Самрук‑Энерго» осуществляется за счет сжигания таких видов топлива, как уголь, мазут и газ. По итогам 2016 г. на долю традиционной генерации пришлось 92,5 % электроэнергии от общей выработки группы компаний, при этом в 2016 г. произошло увеличение производства электроэнергии с использованием газа. Так, ТЭЦ-1 АО «АлЭС» полностью перешла на газ; газотурбинная АО «Актобе ТЭЦ» увеличила выработку.

По возобновляемым источникам энергии: в 2016 г. на 12 % увеличилась выработка электроэнергии на ГЭС (6,8 % от общей выработки АО «Самрук‑Энерго») и на 88 % – на объектах ВИЭ (0,7 % от общей выработки АО «Самрук‑Энерго»).

Израсходованные материалы по массе или объему за 2016 г.

Показатель Ед. изм. Объем
Уголь тонн 11 834 484
Мазут тонн 19 894
Газ тонн 794 806

Водопотребление осуществляется строго в соответствии с действующим законодательством, т. е. группа компаний АО «Самрук‑Энерго» осуществляет забор воды в соответствии с имеющимися лицензиями. Вода используется для подпитки водохранилищ, для охлаждения пара, для орошения зольных пляжей, для поддержания уровня воды в золоотвалах, а также водная масса используется как источник энергии на гидроэлектростанциях.

Общее количество забираемой воды с разбивкой по источникам за 2016 г.

Показатель Ед. изм. Объем
Общий объем забираемой воды тыс. куб. м 9 671 594
из поверхностных водных объектов тыс. куб. м 9 619 606
из подземных источников тыс. куб. м 6 817
сточные воды других организаций тыс. куб. м 406
из муниципальных и других систем водоснабжения тыс. куб. м 44 765

Исходя не только из экологических, но и экономических соображений, Компания стремится снижать потребление водных ресурсов, для чего на всех крупных предприятиях внедрены системы оборотного использования воды.

Доля и общий объем многократно и повторно используемой воды за 2016 г.

Показатель Ед. изм. Объем
Общий объем забираемой воды тыс. куб. м 9 671 594
Объем воды, забираемой ГЭС тыс. куб. м 9 497 020
Объем многократно или повторно используемой воды тыс. куб. м 2 921 806

Реализация комплексной программы природоохранных мероприятий обеспечила сокращение удельных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на 1 кВт•ч произведенной электроэнергии на 3 % по сравнению с 2015 г.

Удельные выбросы СО и SO2 сократились на 2 и 3 %, соответственно. Удельные выбросы NOx сократились почти на 5 %.

Мы продолжаем наблюдать положительную тенденцию в сокращении выбросов в атмосферу золы после ввода в эксплуатацию электрофильтров нового поколения на всех энергоблоках Экибастузских ГРЭС-1 и ГРЭС-2, а также эмульгаторов мокрого золоулавливания на станциях АО «АлЭС». Валовые выбросы золы за период с 2009 по 2016 г. снизились более чем в 3 раза и на 7 % – по сравнению с 2015 г., чему поспособствовал также и переход на газ ТЭЦ-1 АО «АлЭС».

Выбросы в атмосферу NOx, SO2 и других значимых загрязняющих веществ за 2016 г.

Наименование ЗВ Ед. изм. Объем
NOх тонн 54 700
SO2 тонн 132 900
СО тонн 2 800
Твердые частицы тонн 28 000
Стойкие органические загрязнители (СО3) тонн
Летучие органические соединения (ЛОС) тонн 115,4
СО2* тыс. тонн 24 150,66

На промышленных объектах группы компаний АО «Самрук‑Энерго» сброс сточных вод в природные объекты не производится. В качестве накопителей сточных вод применяются искусственные сооружения, построенные таким образом, чтобы предотвратить негативное воздействие на подземные воды.

Учитывая тот факт, что в группе компаний АО «Самрук‑Энерго» применяются оборотные системы воды, объем сточных вод незначителен (менее 1 % от объема забираемой воды). Сточные воды перед сбросом в накопители проходят необходимую очистку до требуемых показателей. Часть сточных вод подается напрямую в городские канализационные сети, после чего проходит очистку на муниципальных очистных сооружениях.

Общий объем сбросов за 2016 г.

Показатель Значение Ед. изм.
1. Объем сточных вод 64 842 095 куб. м

Экологическим кодексом Республики Казахстан со стороны государства предусмотрены инспекторские экологические проверки, по результатам которых могут быть выставлены штрафы за нарушение требований законодательства. В 2016 г. департамент экологии по Павлодарской области Комитета экологического регулирования, контроля и государственной инспекции в нефтегазовом комплексе Министерства энергетики Республики Казахстан выставил штраф АО «СЭГРЭС-2» за несвоевременное исполнение условий экологического разрешения в части модернизации системы очистки воздуха с переоснащением аспирационных установок. Проект модернизации системы очистки воздуха – это очень дорогостоящий проект, нарушение было связано с отсутствием своевременного финансирования. Однако, в течение года проводился ремонт аспирационных установок. Сумма штрафов составила 10,5 млн. тенге. Штраф выплачен полностью в установленные сроки.

Нефинансовые санкции по отношению к объектам Компании не применялись, споры по экологическим вопросам отсутствуют.

Денежное значение существенных штрафов и общее число нефинансовых санкций, наложенных за несоблюдение экологического законодательства и нормативных требований

Показатель Значение Ед. изм. Комментарий
Существенные штрафы 10 587,442 тыс. тенге 2016
Нефинансовые санкции 0 число случаев Нефинансовые санкции по отношению к объектам Компании не применялись
Дела с использованием механизмов решения спора 0 тыс. тенге Дел с использованием механизмов решения спора не осуществлялось

В 2016 г. расходы и инвестиции на охрану окружающей среды по группе компаний АО «Самрук‑Энерго» составили 1,197 млрд. тенге.

Общие расходы и инвестиции на ООС за 2016 г.

Ед. изм. Сумма
Всего тенге 1 197 259 178
Расходы, связанные с обращением с отходами и очисткой выбросов, а также ликвидацией экологического ущерба тенге 825 732 793
Расходы на предотвращение воздействия на окружающую среду и систему экологического менеджмента тенге 160 383 409
Прочие тенге 211 142 976

Расходы и инвестиции, %

АО «Самрук-Энерго» | Интегрированный годовой отчет
Scroll Up