“Samruk-Energy” JSC | Integrated annual report
Human rights

Orazbek Bekbas

​Ombudsman of “Samruk-Energy” JSC

Undoubtedly, our primary task is to conduct business in lawful manner, in accordance with current laws and regulations of the Republic of Kazakhstan and internal documents of the Company.

In order to comply with the principles of business ethics and effectively settle social and labor disputes arising in the Company, on October 15, 2015, the Board of Directors of the Company (Minutes No. 06/15) elected and appointed me as an Ombudsman of the Company.

The Ombudsman’s position provides for a fairly wide scope of activities. First of all, I am ready as a professional “assistant” who has a great life experience, who has worked for several decades in public administration, to consider request of any person and provide a reply to it, to clarify the circumstances of violation of the rights of the person who applied. I guarantee that all requests will be considered by me fairly, impartially, in a confidential manner and within deadlines established by legislation.

I sent full information about activities of the Ombudsman including feedback data to all employees and officials of the Company via internal corporate network (Microsoft Outlook, Intranet portal) in order to widely publicize the start of work of the newly elected Ombudsman. For the convenience of employees and officials of the Company’s group, the grievance mechanism and information on the Ombudsman are posted on the Company’s corporate website http://www.samruk-energy.kz/ru/korporativnoe-upravlenie/ombudsman.

In order to prevent any doubts about the correctness of actions, I handed out Memos to the Code on the theme “How to act when there are doubts about business ethics?” in the form of a desktop manual in the state and Russian languages to all the Company employees.

The result of my activities is various verbal requests from employees addressed to me, to which they received comprehensive replies. All requests and responses to them have no negative impact on the social stability of the Company as a whole. The register of incoming requests and replies to them was created in order to keep records. There is a separate office to ensure the privacy of its visitors. There were no recorded cases of addressing the Ombudsman regarding discrimination on racial, religious, national, sexual, age, political or other grounds. The Company recognizes the principle of equality of rights and opportunities. Also, employees have the right to freedom of association and collective bargaining within the framework of existing legislation.

As an Ombudsman I took part in various committees of the Company, including in the composition of assessment, disciplinary and competitive committee. In the course of the committee’s work, following the results of 2016, there were no violations and non-compliance with provisions of the legislation of the Republic of Kazakhstan and internal regulatory documents of the Company, either by the officials of the Company or by employees.

In 2016, the Company registered 78 requests, of which 75 were settled during the reporting period, 3 requests are under consideration.

The above results confirm the important public role of the human rights institution of the Ombudsman in the Company. They demonstrate the strengthened comprehensive work of the Company’s group aimed at protecting human rights. This, of course, is perceived both in the Company and outside it as a component of implementation of the Company’s social policy as a guarantor of observance of rights and freedoms of employees of the Company’s group.

I responsibly declare that for me the post of Ombudsman is first and foremost a great responsibility. I understand that I must justify the trust placed in me. It is my duty and primary responsibility to help everyone who needs help, support and advice. If the result of my work is overall maintenance and improvement of the business climate in the Company, this will be the main evaluation of my work.

I await your applications in any form convenient for you, always ready for dialogue and search for optimal solutions.

Each person is unique and brings value irrespective of gender, race, nationality, social and official position, and attitude to religion and political belief.

The Constitution of the Republic of Kazakhstan establishes human rights to life, liberty, inviolability of dignity, freedom of speech and conscience, freedom of association, etc.

During 2016 Samruk-Energy Group strictly complied with the requirements prohibiting the employment of persons under 18 in jobs involving harmful and (or) dangerous working conditions, as well as prevented any type of discrimination against employees and business partners.

In 2011, the Company entered into the UN Global Compact and today supports the Ten Principles of the UN Global Compact, moreover, approved the Corporate Social Responsibility Strategy, whose goal is to systematize, improve and implement social programs.

Thus, the Company supports and respects freedom of association of employees, as well as their right to collective bargaining. In addition, the Company recognizes the right of employees to elect their representatives, while ensuring that employee representatives are not discriminated against.

There are 17 trade union organizations in the Company’s group, of which 87 % are employees of the Company’s group. Trade union organizations ensure the protection of employees’ labor and social rights through effective cooperation and direct dialogue with the employer.

Moreover, the entities of the Company’s Group are committed to preventing any form of discrimination, bearing in mind that every employee has equal opportunities to exercise his labor rights without forced and child labor.

In accordance with the Constitution of the Republic of Kazakhstan, the Company exercises social rights, freedoms and duties of women, expressed in providing equal opportunities with men.

During 2016 Samruk-Energy Group prevented any type of discrimination against employees, business partners and violation of rights of minorities and indigenous people.

As of December 31, 2016 in order to create a barrier-free environment for people with disabilities in the group of companies, “Samruk-Energy” JSC employed 164 workers with disabilities.

The Institute of Mediators continues its activity in the Company’s group, some of which received the status of professional mediators of the CF “Social Partnership Center”. Mediators take actions to protect the rights of employees, and also consider complaints of citizens and facilitate the resolution of labor disputes.

Along with trade union organizations, as part of regulation of social and labor relations, the Company’s group established standing committees for settlement of social and labor disputes.

To register internal complaints of employees, hotlines, special boxes for complaints and inquiries, personal blogs of heads of organizations have been created and operate in “Samruk-Energy” JSC group of companies.

Also, hotline telephone +7 (7172) 69–23–56 and e-mail trust@samruk-energy.kz successfully operate to receive written appeals on facts of unlawful actions of officials and other employees of the Company. The register of incoming requests and replies to them was created in order to keep records. There is a separate office to ensure the privacy of its visitors.

In 2016, the Anti-fraud and Corruption Policy of “Samruk-Energy” JSC was updated, with which 100 % of the Company’s group employees were acquainted. Every year, the Company’s employees are tested for knowledge of the Policy, Code of Business Conduct. The Code is a management tool for development and effective interaction with stakeholders on the basis of compliance with ethical norms and norms of the legislation of the Republic of Kazakhstan.

The Policy on notification of alleged violations was approved by the decision of the Board of Directors of the Company dated August 28, 2014. According to the Policy, the IAS conducts review, monitoring and control over consideration of inquires sent to the Company’s confidential mailbox.

Also, on the recommendation of the IAS, confidential mailbox was created across all the Company’s group in order to notify about alleged violations.

Negative publications on fraudulent and corrupt practices with respect to officials and employees of “Samruk-Energy” JSC group of companies are monitored in the media on a regular basis.

Number of complaints about the practice of labor relations filed, processed and settled through formal grievance mechanisms

No. Indicator value
1. The total number of complaints about the practice of labor relations filed through formal grievance mechanisms during 2016, among them 78
1.1. Processed during the reporting period 78
1.2. Settled during the reporting period 75
2. Indicate the total number of complaints about the practice of labor relations filed before the beginning of the reporting period and settled during the reporting period 3

Presentation of health and safety issues in formal agreements with trade unions

No. Indicator value
1. Do official agreements (global or local) with trade unions address health and safety issues Yes
2. If yes, information on the extent to which health and safety issues are covered by local agreements signed by an organization. Local level agreements usually address issues such as:
2.1. Individual protection means Yes
2.2. Joint health and safety committees with participation of representatives of management and employees Yes
2.3. Participation of employees’ representatives in health and safety inspections, audits and accident investigations Yes
2.4. Education and training Yes
2.5. Grievance mechanism Yes
2.6. The right to refuse dangerous work Yes
2.7. Periodical inspections Yes
3. If yes, information on the extent to which health and safety issues are covered by local agreements signed by an organization. Local level agreements usually address issues such as: Yes
3.1. Compliance with recommendations of the International Labor Organization (ILO) Yes
3.2. Actions or mechanisms for solving issues Yes
3.3. Commitments to target performance standards or the level of applied practical approaches Yes
“Samruk-Energy” JSC | Integrated annual report
Scroll Up

АО «Самрук-Энерго» | Интегрированный годовой отчет
Права человека

Оразбек ​Бекбас

​Омбудсмен АО «Самрук‑Энерго»

Безусловно, наша первоочередная задача – это осуществление деятельности в правовом поле, в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Республики Казахстан и внутренними документами Компании.

В целях соблюдения принципов деловой этики и оптимального регулирования социально-трудовых споров, возникающих в Компании, 15 октября 2015 г. Совет директоров Компании (Протокол № 06/15) избрал и назначил меня Омбудсменом Компании.

Должность Омбудсмена предусматривает довольно широкую сферу действий. В первую очередь я, как профессиональный «помощник», имеющий большой жизненный опыт, проработавший не один десяток лет в органах государственного управления, готов рассмотреть заявление любого человека и ответить на него, установить обстоятельства нарушения прав обратившегося. Гарантирую, что все обращения будут мною рассмотрены в установленные законодательством сроки – объективно, беспристрастно и с соблюдением конфиденциальности.

Для широкого оповещения о начале деятельности вновь избранного Омбудсмена всем работникам и должностным лицам Общества, мною посредством использования внутренней корпоративной сети (Microsoft Outlook, Intranet portal) направлена полная информация о деятельности Омбудсмена с указанием обратной связи. Для удобства работников и должностных лиц группы компаний АО «Самрук‑Энерго», механизм подачи жалобы и сведения об Омбудсмене размещены на корпоративном вэб-сайте Компании http://www.samruk-energy.kz/ru/korporativnoe-upravlenie/ombudsman.

С целью предотвращения возникновения сомнений в правильности действий, мною всем работникам Компании розданы Памятки к Кодексу на тему: «Как действовать при возникновении сомнений по вопросам деловой этики?», в виде настольного пособия на государственном и русском языках.

Результатом моей деятельности являются различные устные обращения от работников в мой адрес, на которые они получили исчерпывающие ответы. Все обращения и ответы на них не имеют негативного влияния на социальную стабильность Компании в целом. Для ведения учета заведены журналы регистрации входящих обращений и ответов на них. Имеется отдельно расположенный кабинет, обеспечивающий конфиденциальность его посетителей. Не было зафиксировано ни одного случая обращения к Омбудсмену, касательно дискриминации по расовым, религиозным, национальным, половым, возрастным, политическим и иным признакам. Компания признает принцип равенства прав и возможностей. Также работники имеют право на свободу объединения в ассоциации и ведение коллективных переговоров в рамках действующего законодательства.

В качестве Омбудсмена я принимал участие в различных комиссиях Компании, в том числе в составах аттестационной, дисциплинарной и конкурсной комиссий. В ходе работы комиссии, по итогам 2016 г. нарушений и несоблюдений положений норм законодательства РК и внутренних нормативных документов Компании не наблюдалось – как со стороны должностных лиц Компании, так и со стороны работников.

В 2016 г. по группе компаний было зарегистрировано 78 обращений, из которых 75 урегулировано в течение отчетного периода, 3 обращения находятся на стадии рассмотрения.

Вышеизложенные результаты работы подтверждают важную общественную роль правозащитного института Омбудсмена в Компании, показывают усиленную всестороннюю работу группы компаний АО «Самрук‑Энерго», направленную на защиту прав человека. Это, безусловно, воспринимается как в Компании, так и за ее пределами в качестве компонента реализации социальной политики Компании как гаранта соблюдения прав и свобод работников группы компаний АО «Самрук‑Энерго».

Я ответственно заявляю, что для меня должность Омбудсмена – это, прежде всего, большая ответственность. Я понимаю, что должен оправдать оказанное мне доверие. Своим долгом и главной обязанностью считаю помощь каждому, кто нуждается в помощи, поддержке и консультации. Если результатом моей работы станет в целом поддержание и улучшение делового климата в Компании, это и будет главной оценкой моего труда.

Жду ваших обращений в любой удобной для вас форме, всегда готов к диалогу и поиску оптимальных решений.​

Каждый человек неповторим и независимо от пола, расы, национальности, социального и должностного положения, отношения к религии и политических убеждений приносит свою ценность.

Конституция Республики Казахстан закрепляет права человека на жизнь, свободу, неприкосновенность достоинства, свободу слова и совести, свободу объединений и т. д.

На протяжении 2016 г. группа компаний АО «Самрук‑Энерго» сделала все для того, чтобы соблюдались права каждого человека, строго выполняя требования, запрещающие применение труда лиц в возрасте до 18 лет на местах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также не допускала любого рода дискриминацию в отношении сотрудников и деловых партнеров.

В 2011 г. Компания вступила в Глобальный договор ООН и на сегодняшний день поддерживает Десять принципов Глобального договора ООН, а также утвердила Стратегию корпоративной социальной ответственности, целью которой является систематизация, совершенствование и реализация социальных программ.

Так, Компания поддерживает и уважает свободу объединений работников, а также их право на заключение коллективных договоров. Кроме того, Компания признает право работников на избрание своих представителей, гарантируя при этом, что представители работников не будут подвергаться дискриминации.

В группе компаний АО «Самрук‑Энерго» функционируют 17 профсоюзных организаций, членами которых являются 87 % работников группы компаний АО «Самрук‑Энерго». Профсоюзные организации путем эффективного сотрудничества и прямого диалога с работодателем обеспечивают защиту трудовых и социальных прав работников.

Кроме того, предприятия группы компаний АО «Самрук‑Энерго» берут обязательства по недопущению любых форм дискриминации, имея в виду, что каждый работник имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

В соответствии с Конституцией Республики Казахстан в группе компаний АО «Самрук‑Энерго» реализуются социальные права, свободы и обязанности женщин, выраженные в предоставлении равных с мужчинами возможностей.

На протяжении 2016 г. группа компаний АО «Самрук‑Энерго» не допускала любого рода дискриминаций в отношении сотрудников, деловых партнеров, а также нарушений прав коренных и малочисленных народов.

По состоянию на 31 декабря 2016 г. в целях создания безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями в группе компаний АО «Самрук‑Энерго» трудоустроено 164 работника, имеющих инвалидность.

В группе компаний АО «Самрук‑Энерго» продолжает свою деятельность институт медиаторов, некоторые из которых получили статус профессиональных медиаторов КФ «Центр социального партнерства». Медиаторы принимают меры по защите прав работников, а также рассматривают жалобы граждан и содействуют разрешению трудовых споров.

Наряду с профсоюзными организациями, в рамках регулирования социально-трудовых отношений в группе компаний АО «Самрук‑Энерго» созданы постоянно действующие Комиссии по вопросам регулирования социально-трудовых споров.

Для регистрации внутренних жалоб работников в группе компаний АО «Самрук‑Энерго» внедрена практика работы телефонов «горячих линий», специальных ящиков жалоб и обращений, созданы и действуют личные блоги руководителей организаций.

Также успешно работает телефон доверия +7 (7172) 69–23–56 и электронная почта trust@samruk-energy.kz для приема письменных обращений по фактам противоправных действий должностных лиц и других работников Компании. Для ведения учета заведены журналы регистрации входящих обращений и ответов на них. Имеется отдельно расположенный кабинет, обеспечивающий конфиденциальность его посетителей.

В 2016 г. актуализирована Политика противодействия мошенничеству и коррупции в АО «Самрук‑Энерго», с которой были ознакомлены 100 % работников группы компаний АО «Самрук‑Энерго». Ежегодно проводится тестирование сотрудников Общества на знание Политики, Кодекса деловой этики. Кодекс является управленческим инструментом для развития и эффективного взаимодействия с заинтересованными лицами на основе следования этическим нормам и нормам законодательства Республики Казахстан.

Решением Совета директоров Общества от 28 августа 2014 г. утверждена Политика уведомления о предполагаемых нарушениях. Согласно Политике, СВА осуществляет рассмотрение, мониторинг и контроль за рассмотрением обращений, поступивших на почту доверия Компании.

Также по рекомендации СВА по всей группе компаний АО «Самрук‑Энерго» установлена почта доверия для уведомления о предполагаемых нарушениях.

На постоянной основе проводится мониторинг негативных публикаций в СМИ в отношении должностных лиц и работников группы компаний АО «Самрук‑Энерго» по фактам мошеннических и коррупционных проявлений.

Количество жалоб на практику трудовых отношений, поданных, обработанных и урегулированных через официальные механизмы подачи жалоб

Показатель Значение
1. Общее количество жалоб на практику трудовых отношений, поданных через официальные механизмы подачи жалоб в течение 2016 г., из них 78
1.1. Обработано в течение отчетного периода 78
1.2. Урегулировано в течение отчетного периода 75
2. Укажите общее количество жалоб на практику трудовых отношений, поданных до начала отчетного периода и урегулированных в течение отчетного периода 3

Отражение вопросов здоровья и безопасности в официальных соглашениях с профсоюзами

Показатель Значение
1. Затрагивают ли официальные соглашения (глобального или местного уровня) с профсоюзами вопросы здоровья и безопасности Да
2. Если «да», сведения относительно степени, в которой вопросы здоровья и безопасности охвачены местными соглашениями, подписанными организацией. Соглашения местного уровня, как правило, затрагивают такие вопросы, как:
2.1. Средства индивидуальной защиты Да
2.2. Совместные комитеты по здоровью и безопасности с участием представителей руководства и работников Да
2.3. Участие представителей работников в инспекциях по вопросам здоровья и безопасности, аудитах и расследованиях несчастных случаев Да
2.4. Образование и обучение Да
2.5. Механизм подачи жалоб Да
2.6. Право на отказ от опасной работы Да
2.7. Периодические инспекции Да
3. Если «да», сведения относительно степени, в которой вопросы здоровья и безопасности охвачены местными соглашениями, подписанными организацией. Соглашения глобального уровня, как правило, затрагивают такие вопросы, как:
3.1. Соответствие рекомендациям Международной организации труда (МОТ) Да
3.2. Меры или структуры по решению проблем Да
3.3. Обязательства относительно целевых стандартов результативности или уровня применяемых практических подходов Да
АО «Самрук-Энерго» | Интегрированный годовой отчет
Scroll Up